Метод кейса в обучении русскому языку и литературе. Использование кейс – технологии на уроках русского языка и литературы Примеры кейсов на уроках литературы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "КЕЙС-СТАДИ" В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Янгутова Н.П., преподаватель кафедры ОГ и ПД ФСПО

ОАНО ВО «Волжский университет имени В.Н. Татищева»

Факультет Среднего Профессионального Образования

г. Тольятти, Россия, yangutova 79@ mail . r и

Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование, всё больше внимания уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу. В связи с этим ощущается острая потребность в таких методах обучения, которые бы способствовали развитию навыков и умений, позволяющих эффективно справляться с проблемами и трудными случаями, возникающими в реальной учебной деятельности.

Такой метод обучения получил определение «кейс-стади». В буквальном переводе с английского case study – изучение случаев, или, как ещё наиболее часто переводится в печати, ситуационный анализ.

«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин.

В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности.

Case Study – это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей.
Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.

Метод «кейс-стади» развивает следующие навыки:

1. Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.

2. Практические навыки. Проблема, представленная в кэйсе, способствует формированию на практике навыков использования полученной информации.

3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс - ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки. В ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Некоторые ученые считают, что кэйсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кэйсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кэйс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кэйсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

Источники кейсов:

    Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников.

    Использование «местного» материала, как источника формирования кейсов. Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт самих учащихся.

    Научность и строгость кейсу придают статистические материалы.

    Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме.

    Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений независимого характера. Самыми удобными для использования кейс-технологии являются уроки русского языка и литературы, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.

Выделяют основные этапы создания кейса:

    Определение целей.

    Подбор необходимых источников.

    Подбор и подготовка материалов для кейса.

Примерами кейсов могут быть сборники практических задач, сборники деловых игр, диски с презентациями уроков и прочее.

Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.

К кейс - методам, активизирующим учебный процесс, относятся:

    · метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;

    · метод разбора деловой корреспонденции;

    · игровое проектирование;

    · ситуационно-ролевая игра;

    · метод дискуссий;

    · кейс - стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений).

Ситуационные задачи (или кейсы) – задачи, позволяющие ученику осваивать познавательные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Эта задача носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения требуется конкретное предметное знание. Часто для её решения необходимы знания нескольких предметов. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос. Только сформулировать его надо так, чтобы ученику захотелось найти ответ.

При решении ситуационной задачи учитель и ученики преследуют две разные цели: для ученика – найти решение, соответствующее данной ситуации, для учителя - освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Модель ситуационной задачи выглядит так:

Название задачи.

Личностно значимый для учащегося познавательный вопрос.

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и др.)

Задания на работу с данной информацией.

Как же реализуется на занятиях кейс-метод? Итак, урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени».

Кейс-задание:

Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Учащиеся, работая с текстом – биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод.

При изучении повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

1 Кейс-задача:

Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?

2 Кейс-задача:

Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире.

3 Кейс-задача:

Представьте, вы - редакторы издательства конца XVIII столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?

Прием кейса на уроке русского языка.

Самое гордое слово в русском языке.

Русский язык, как и все другие языки, устроен расчетливо и экономно.

Каждое слово может иметь десятки значений. Каждый речевой оборот может обрастать ворохом смыслов. На каждом корне вырастает целый куст слов. А каждая приставка или суффикс дают десятки и сотни новых слов на этом самом корне.

Но есть в русском один очень хитрый суффикс: - иссимус

Конечно, это суффикс "приезжий", не коренной. Однако в русском языке много прижившихся суффиксов-эммигрантов. Все находят здесь пристанище, "женятся" на русских корнях, дружат с русскими приставками.

А вот "- иссимус" не такой. Совсем не такой. В русском языке с ним создано только одно слово. Всего одно. Других нет.

1. Угадайте что это за слово.

2. Дайте определение этого суффикса, что за смысл он дает слову?

3. Создайте несколько новых еще не существующих в русском языке слов с этим интересным суффиксом. Можно даже сочинить мини-рассказик.

Метод разбора деловой корреспонденции можно рассмотреть на примере кейса по теме «Эпистолярный жанр. Составление делового письма».

Задание: разобрать почту руководителя (пригласительные, просительные, благодарственные, поздравительные, сочувственные, рекомендательные письма), принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, нужно составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть урока проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

Одним из вариантов метода разбора деловой корреспонденции является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

Кейс-задание:

Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?

После обсуждения, которое обычно получается бурным, участники дискуссии получают концовку текста писателя, чтобы соотнести собственные ощущения, предчувствия с авторским восприятием. Как правило, споры продолжаются и после этого. Единственный недостаток подобного вида творческой работы – анализу подлежат только короткие произведения, либо отрывки из романов и повестей.

В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс-технологии, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.

Кейс-метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый умник» и так далее.

На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности.

Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»? Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»? Согласны ли вы с утверждением, что Владимир Дубровский «благородный разбойник»?

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала ХІХ века»? Или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе ХІХ века»?

Третья степень сложности: есть практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути решения. Например, при работе над пьесой А.Н.Островского «Гроза» предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить данный кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Как правило, большинство учащихся главным в произведении видят несчастную судьбу женщины, гораздо меньшее число детей главной темой произведения видят социальные проблемы и устрой общества, проблему несходства характеров членов семьи и т.д. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.

Пример урока литературы в кейс – технологии.

Тема: Н.А.Некрасов –поэт и гражданин

Цели урока: Изучить ведущую тему творчества Н.Некрасова. Познакомить с интерпретацией темы поэта и поэзии в творчестве Н.Некрасова.

Форма кейса, используемого на уроке: первооткрывательские, неструктурированные кейсы

Этап урока

Используемый

метод

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации

Характеристика эпохи 40-60-х годов 19века. В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Поэты этой группы искренне полагали, что поэзия должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали. Кто из русских поэтов говорил о назначении поэта и поэзии?

Анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк», сопоставление со стихотворениями Ф.Тютчева и А.Фета, выводы о разнице взглядов.

Актуализация знаний

Найти проблему и пути её решения

Н. Некрасов утверждал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Чем обусловлено обращение поэта к теме гражданственности?

Первичное целеполагание: что понадобится для ответа на вопрос? (факты биографии, стихотворения, критика) Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами.

Открытие новых знаний

Работа с информацией

Предостав

ление распечатанного материала для работы в группах: 1группа – Некрасов и его деятельность в «Современнике», биографические сведения

2группа – анализ стихотворений «поэт и гражданин», «Муза», «Памяти Добролюбова»,

“Блажен незлобивый поэт...”. “Элегия”

«Погружение» в тему, обработка информации

ние новых знаний

Создание творческих проектов

Распределе

ние групп

1гр.-создание презентации «Н.Некрасов-поэт и гражданин»

2гр.-создание устного выступления

3гр-сочинение – миниатюра «Письмо возмущённого читателя» и «Письмо восхищённого читателя»

Рефлексия

Создание синквейна

Шаблон синквейна воспроизводится на доске

Работа над созданием синквейнов

Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Что дает использование кейс - технологии?

    · Доступ к базе современных учебно-методических материалов.

    · Организация гибкого учебного процесса.

    · Увеличение/сокращение затрат времени на подготовку к урокам.

    · Беспрерывное повышение квалификации.

    · Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время.

Обучающемуся:

    · Работа с дополнительными материалами.

    · Постоянный доступ к базе консультаций.

    · Возможность самому готовиться ко всем видам контроля.

    · Общение с другими учащимися в группе.

    · Освоение современных информационных технологий.

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии,сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологии, их подготовки и проведения.

Итак, метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету и сформировать ключевые образовательные компетенции. Многообразие результатов, возможных при использовании метода, можно разделить на две группы: учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты - как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения. Учебные результаты - это освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с текстом, а также соотнесение теоретических и практических знаний. При этом образовательные результаты - создание авторского продукта, образование и достижение личных целей, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации и решения проблем. Наибольшего эффекта в образовательной деятельности можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга.

Библиографический список

    Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.

    Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

    Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.lan.krasu.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17

Тема: «Кейс-технологии на уроках и литературы»

учитель русского языка

и литературы вкк

г. о. Коломна 2016

Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы.

В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации говорится о значении учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в современной системе образования. Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства.

Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития её нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных . Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.


Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.

Достичь нового качества образования невозможно без внедрения в его систему новых форм и способов обучения, оптимизации образовательного процесса через использование перспективных педагогических технологий.

В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать веяниям времени, обращаюсь к инновационным методам и приемам преподавания русского языка и литературы.

Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач, поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий.

Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Данная технология предназначена для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; возможно получение множественных вариантов решений. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.

Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них. Кейс-метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развивать творческий потенциал.

В кейс-технологии разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы (часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.

Существуют следующие кейс – технологии:

Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);

Метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию);

Метод ситуационно-ролевых игр;

Метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение, игровое проектирование;

Метод дискуссии.

Различают виды кейсов:

Печатный кейс (содержит графики, диаграммы, иллюстрации, (делает кейс более наглядным));


Мультимедиа кейс (зависит от технического оснащения школы);

Видео – кейс.

Типы и функция кейсов:

а) тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров);

б) обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы);

в) аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);

г) исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; д) систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных);

е) прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении).

Кейс создаётся по определённой схеме

Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом;

Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели;

Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке;

Определение источников и методов сбора информации;

Выбор техники работы с данным кейсом;

Определение желаемого результата (лист оценки);

Создание заданной модели;

Апробация в процессе обучения.

Можно выделить три уровня сложности кейсов:

1уровень. Есть практическая ситуация, есть решение. Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ. Например, согласны ли вы с утверждением критика Н. Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами о том, что в его комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

2 уровень. Есть практическая ситуация, найди ее решение. Сравните, найдите точки соприкосновения и различия. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в начала 19 века»? или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и. т.д.

3 уровень. Есть практическая ситуация, определи проблему и найди пути решения. Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение. Например, «чем вызван конфликт Базарова и и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»?

Кейс должен быть интересным, написанным простым и доходчивым языком; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Вот некоторые примеры кейсов.

На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее. Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:

Повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна); развитие навыков (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем; развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения); развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).

В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.

Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:

Обучение в малых группах (4 – 5 человек);

Перед каждой группой ставится одна и та же задача;

Задача не должна иметь однозначного решения;

Обязательное наличие информационного материала;

При этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;

Обязательным условием является внутри группы, а затем общего решения.

При оценке работы учащихся учитель оценивает способность школьников к выработке совместных решений, выстраиванию аргументов, умению выслушать и принять другую точку зрения.

Для учителя работа с кейсом состоит из двух этапов:

Подбор ситуации и материала к ее решению;

Подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.

В свою очередь работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:

Знакомство с кейсом;

Изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;

Групповое обсуждение пути решения;

Демонстрация решения своей группы;

Дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).

Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация и конкретное задание к кейсу.

Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.

Метод кейсов гармонично вплетается в образовательный процесс школы, сближает его с жизненной реальностью, способствует формированию успешной деятельности учащихся в социуме. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Ученик может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. С помощью освоения кейсов ученики формируют опыт успешной деятельности.

Безусловно, возникают и трудности при подготовке кейсов и работе с ними. Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, учитель должен четко ответить на вопросы:

1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться учащиеся?
3. Какие уроки они из этого извлекут?

При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока и возрастным особенностям класса. Далее правильно и четко сформулировать задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.

Важно заранее продумать эффективность работы в группах, чтобы создалась ситуация коллективного обсуждения и решения ситуации. Работа в микрогруппах занимает центральное место в методе кейсов, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как обучающиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций как совокупности обстоятельств, обстановки или положения дел, в которых члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают, наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.

Важной особенностью данной технологии является то, что она позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность учащимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении учащихся.

Методы и приёмы

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мыслительный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования

Метод описания

Создание описания ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев в ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения

Я поставила перед собой задачу – введение кейс-технологии с . Ребята уже в таком школьном возрасте с большим энтузиазмом работают с кейсами, их привлекает жизненность кейса, многообразие решений проблемы. Вот некоторые примеры кейс-заданий на уроках русского языка и литературы.

1) Прочитайте заметку в школьную газету и замечания редактора. Раскрыта ли в заметке основная мысль, отражённая в заголовке? Отредактируйте заметку – при этом вы можете оставить или заменить её название.

2) писал: « Знаки препинания служат нотами при чтении». Докажите справедливость этого суждения на примере предложенного текста.

3) Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой. Составьте и запишите несколько предложений, описывающих одну и ту же картину, но по-разному в зависимости от того, находится лес далеко или близко от дома; хвойный он или лиственный; осенью или весной.

4) Прочитайте вдумчиво стихотворение Л. Мартынова «След».

а) Как обыгрывается ключевое слово этого стихотворения?

б) В каких двух значениях употребляется слово след?

в) Выпишите развёрнутые словосочетания со словом след так, чтобы были ясны лексические значения этого слова.

г) Как бы вы ответили поэту на поставленный вопрос: «Какой ты след оставишь?» Если никогда раньше не задумывались об этом – задумайтесь и напишите. Пусть для вас вопрос прозвучит так: «Какой я хотел бы оставить след на земле?»

4) Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

5) В чём смысл рассказа «Кавказский пленник»? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое?

Безусловно, любая педагогическая деятельность станет продуктивной только в том случае, если учитель будет применять самые разные методы и приемы обучения на уроках, согласуя их с особенностями уровня восприятия учащихся и темой урока. На своих занятиях я стараюсь разнообразить работу игровыми упражнениями, индивидуальными карточками с заданиями, творческими и исследовательскими проектами, презентациями, видеоматериалом и аудиозаписями. Также в начале урока нередко применяю проблемный метод подачи темы урока и формулирования задач. Стремлюсь построить занятия таким образом, чтобы ребята сами подводили итоги урока, оценивали достижение цели и личные достижения. Придерживаюсь демократичного стиля преподавания. Провожу отдельные занятия со слабоуспевающими ребятами по пройденным темам.

С применением кейс-технологий на уроках русского языка и литературы содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия на уроках. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.

Таким образом, кейс-технология на сегодняшний день стала весьма актуальной в сфере преподавания в общеобразовательных школах. Её преимущества в том, что кейс - технология обеспечивает активизацию школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции.

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37

Г. ВОРОНЕЖА

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла

Русский язык и литература

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией

По теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Выполнил:

Абрамова О. В.

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы с использованием кейс-технологии по теме: «Творчество

А. С. Пушкина»

Краткая аннотация урока: данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Тип урока: урок обобщения и повторения.

Вид урока- урок-игра «Умницы и Умники».

Методическое обоснование выбора метода кейс-технологии. Технологические особенности метода кейс-технологии состоят в том, что она, являясь разновидностью исследовательско-аналитической технологии, органично включает в себя и технологию коллективного обучения, и технологию развивающего обучения, и технологию создания успеха.

Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).

Учителю

Ученикам

Организация гибкого учебного процесса

Работа с дополнительным материалом

Возможность организации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

Возможность самому готовить учебный материал

Развиваются навыки подбора материала

Общение с другими учащимися в группе

Освоение современных информационных технологий

Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути выдающегося поэта;
  • Познакомить учащихся с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта;
  • Заинтересовать обучающихся личностью и творчеством поэта с целью формирования нового духовного опыта.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения работать с литературно-критическими материалами;
  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству поэта;
  • Развитие умения воспринимать информацию;
  • Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
  • Научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию;
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
  • Развитие критического мышления;
  • Развитие эстетического вкуса;
  • Осуществление системно-деятельностного подхода;
  • Формирование УУД(личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие умения опираться на свой субъективный опыт;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения работать в группах.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и уважения к литературе;
  • Воспитание ценностного отношения к слову;
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
  • Воспитание чувства любви к Родине;
  • Формирование навыков публичного выступления;
  • Развитие коммуникативных УУД:
  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

  • Личностных:
  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • Метапредметных:
  • Регулятивных:
  • постановка учебной задачи;
  • умение работать в группе;
  • стуктурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
  • Познавательные:
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • использование различных источников информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • Коммуникативных:
  • умение слушать и вести диалог;
  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Предметных:
  • В познавательной сфере:
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение;
  • Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
  • В ценностно-ориентационной сфере:
  • Приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  • Формирование собственного отношения к творчеству А. С, Пушкина;
  • Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
  • В эстетической сфере:
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • Эстетическое восприятие произведений литературы;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции.

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • Компьютерная презентация, содержащая все этапы урока и кейсы с заданиями;
  • Распечатанные кейсы с заданиями и приложениями, выполненные в формате А4.

Игра «Умники и умницы» по творчеству А. С. Пушкина.

Проводится в среди учащихся 6 классов с учетом изученных ими к этому времени произведений.

Ход игры.

Агон 1. Биография поэта.

  1. Задание командам «Кейс №1. Устраните ошибки в тексте». Учащимся представлен текст, содержащий некоторые факты из биографии А. С. Пушкина. В нем допущены неточности, которые нужно устранить. Побеждает команда, нашедшая и устранившая наибольшее количество ошибок. За каждую устраненную неточность присуждается 1 балл. На выполнение задания дается 5 минут.

Кейс №1.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1899 году. Дом, в котором родился поэт, не сохранился, на месте его ныне – памятник великому поэтому (Пушкинская площадь).

Отец будущего поэта – Василий Львович – был известным в то время литератором, именно благодаря его стараниям пятнадцатилетний Александр Пушкин поступает в Царскосельский Лицей.

На выпускном лицейском экзамене в присутствии Ивана Федоровича Державина юный Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминание о Царском Селе». Прочитав это стихотворение, Василий Андреевич Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

Друзьями Пушкина в лицее были Дельвиг, Пущин, Лермонтов, Кюхельбекер, Грибоедов. Окончив Лицей, Александр Сергеевич устраивается на работу в качестве профессионального литератора в литературное общество «Арзамас», названное так по городу, где оно появилось.

Ключ. А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 году. Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился, на месте его - школа, недалеко – памятник мальчику Пушкину. Известным литератором был дядя Пушкина, которого действительно звали Василий Львович. В Царскосельский Лицей Пушкин поступает в 1811 – ему 12 лет.

«Воспоминания в Царском Селе» Пушкин читает в присутствии Державина, которого зовут на самом деле Гавриилом Романовичем. И происходит этот не на выпускном, а на переводном экзамене – 8 января 1815 года. Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет, но по прочтении не «Воспоминаний в Царском Селе», а поэмы «Руслан и Людмила».

Друзьями Пушкина в Лицее были Дельвиг, Пущин и Кюхелбекер.

Окончив Лицей Пушкин зачисляется в Коллегию Иностранных дел. В поэтическое общество «Арзамас» Пушкин вступает ещё будучи лицеистом. Название литературного общества, ориентированного на полемику с «Беседой любителей русского слова» лишь косвенно связано с названием уездного города Арзамас, расположенного далеко от столиц и ценного именно этим своим качеством.

  1. Реализация домашнего задания. Конкурс капитанов. «Кейс №2. Пушкинская эпоха» (Задание получено заранее).

Какое историческое время мы называем пушкинской эпохой? Попробуйте представить себя московским барином(барыней), крепостным крестьянином, петербургским чиновником. Опишите свои занятия в течение дня.

Пояснение по ведению игры №1. Задания первого блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над Кейсом №1, капитаны презентуют домашнее задание. Выполнение домашнего задания оценивается по пятибалльной системе.

  1. Задание. Блиц – игра «Чей портрет?». Ребятам демонстрируются слайды с изображением А. С. Пушкина и людей из его близкого окружения. Задание предполагает ответ на вопросы: «Кто изображен на портрете?» или в случае с портретами поэта: «Кто автор этих живописных полотен?» Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
  1. А. С. Пушкин. 1827 год. Орест Адамович Кипренский;
  2. А. С. Пушкин. 1827 год. Василий Тропинин.

Оба создавали портреты с натуры. Тема портретов: Пушкин – поэт.

Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, "дум высокое стремленье", интеллектуальная ясность образа.

Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: "Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный, "расстегнутый" Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый "барин" у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом..."

  1. Н. Н. Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором- Ланская; акварель А. П. Брюлова 1831-1832.
  2. В. А. Жуковский. 1783-1852. Поэт. Друг А. С. Пушкина. 1838 год. К. Брюллов.
  3. И. И. Пущин. 1798 – 1859. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина. Николай Ге. 1875 год.
  4. В. Кюхельбекер.1797 – 1847. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина.
  5. Жорж Шарль Дантес, после усыновления де Геккерен.1812-1895. 1830 год. Неизвестный художник.
  6. Г. Р. Державин 1747-1816. Поэт. Государственный деятель. Сенатор. Портрет кисти В. Боровиковского 1795 год.

«Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» (А. С. Пушкин). Сказано об экзамене в Императорском лицее, что запечатлен на картине И. Е. Репина.

В январе 1815 года в Царскосельском лицее состоялись переводные экзамены из младшего класса в старший. В присутствии Державина читались его стихи; он слушал с живостью необыкновенной. Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от маститого поэта. «Я не в силах описать состояние души моей, - вспоминал позднее Пушкин. - Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом». По свидетельству И.И. Пущина, Державин «в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать его (Пушкина) и осенил кудрявую его голову».

Юноша-поэт произвел сильное впечатление на Державина. «Скоро явится свету другой Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей», - говорил он С. Т. Аксакову.

Агон 2. Сказки А. С. Пушкина. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».

  1. Задание командам. «Кто перед вами?». Определите героев пушкинских сказок по их словам. Как речь героев характеризует их? За каждый правильный ответ 1 балл, за пояснение – 1 балл.
  1. Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло!

Как тягаться ей со мною,

Я в ней дурь-то успокою!

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царица.

  1. Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царевна.

  1. Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море,

Это горе – все не горе…

«Сказка о царе Салтане…». Царевна-лебедь.

  1. Что тут дивного? Ну вот!

Белка камушки грызет!

«Сказка о царе Салтане…».Ткачиха.

  1. Реализация домашнего задания. Кейс №3. Что привлекает А. С. Пушкина в русском народном творчестве? Прокомментируйте слова Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». Задание оценивается по пятибалльной системе.
  2. Творческое задание. Инсценировка эпизода из сказки А. С. Пушкина. Выбор эпизода может осуществляться как участниками, так и учителем. Конкурс оценивается по пятибалльной системе (возможны дополнительные баллы за особый артистизм, декорации и костюмы)

Агон 3. Роман «Дубровский».

  1. Реализация домашнего задания №1. Кейс №4. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значимые:

Честь – достоинство – месть – ненависть – любовь – благородство – приключение – страдание – деньги – красота – искусство – обжорство – смерть.

Свой ответ аргументируйте. Задание оценивается по пятибалльной системе.

  1. Реализация домашнего задания №2. Кейс №5. Почему А. С. Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)? Задание оценивается по пятибалльной системе

Первоначально Пушкин собирался отправить Дубровского в Петербург, где Д. ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли. Социальная мысль Пушкина - автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу - не только знак его личного поражения, но и знак поражения всей России. Д., как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.

Пояснение по ведению игры №2. Задания третьего блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над выполнением задания кейса №4, капитаны презентуют домашнее задание, заключенное в кейсе №5. Оба задания оцениваются по пятибалльной системе.

  1. Брейн-ринг по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

Пояснение по ведению игры «Брейн-ринг». Команды отвечают на вопросы по очереди. На размышление дается 20 секунд. Если у одной из команд нет ответа или он неправильный, вопрос переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

  1. Покровское, Кистеневка, Арбатово – Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их владельцам.
  2. «Всегдашние занятие его состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…» О ком идет речь в этом фрагменте?
  3. Как звали отца Владимира Дубровского?
  4. Поручик. Что это за чин? Кто в «Дубровском» был поручиком?
  5. Какой чин был у Троекурова?
  6. Что отвечает отец Дубровского на предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?
  7. Кто такой Тимошка?
  8. Как звали псаря, обидевшего Дубровского?
  9. «…я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а » Вставьте в письмо Троекурова пропущенное слово.
  10. Как обошелся Дубровский с покровскими ворами?
  11. Узнайте героя по описаниям:
  1. «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний».
  2. «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»;
  3. «Живописец изобразил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах»;
  4. «Толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…»;
  1. Кто такая Егоровна, как ее полное имя и фамилия?
  2. Кто, кому и при каких обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
  3. Основное занятие Маши Троекуровой.
  4. Чему должен был учить француз Сашу?
  5. «Таковы были благородные увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?
  6. «Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?
  7. Сколько лет Владимиру Дубровскому и Маши Троекуровой в то время, на которое приходятся основные события романа?
  8. «…красная шкатулка была точно пуста, деньги некогда в ней хранимые, перешли…» Куда подевались деньги? Чья была шкатулка?
  9. Сколько времени Дубровский под именем Дефоржа провел у Троекурова?
  10. Сколько лет было Верейскому?
  11. Какую песню любил насвистывать Троекуров?
  12. «…оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки…». Как звали мальчика?
  13. « Славная весть, - сказал ему Кирила Петрович, - я поймал Дубровского» о каком эпизоде идет речь?

Ответы к брейн-рингу.

  1. Покровское - имение Троекурова; Кистеневка – имение Дубровского, Арбатово-

Имение Верейского;

  1. О Кириле Петровиче Троекурове.
  2. Андрей Гаврилович.
  3. Отставным поручиком (старшим лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский
  4. Троекуров имел чин отставного генерал-аншефа.
  5. «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
  6. Штаб-лекарь, под присмотром которого находилась псарня.
  7. Псарь Парамошка.
  8. …старинный дворянин…
  9. «Дубровский …решился …проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще.
  10. 1) заседатель Шабашкин; 2) Андрей Гаврилович Дубровский; 3) мать Владимира Дубровского; 4) Спицын.
  11. Орина Егоровна Бузырева, няня Дубровского.
  12. Эти слова говорит кучер Антон Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.
  13. Чтение романов.
  14. Грамматике и географии.
  15. О «шутке» с медведем.
  16. Троекуров Спицыну.
  17. Дубровскому 22 года (23-й), Маше – 17 лет.
  18. «…в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.
  19. Три недели.
  20. Около пятидесяти.
  21. «Гром победы раздавайся».
  22. Митя.
  23. Эпизод, связанный с Митей.

Агон 4. «И назовет меня всяк сущий в ней язык…». Творческий конкурс.

Пояснение по ведению игры. Последний агон предполагает индивидуальную работу учащихся: за каждый правильный ответ ученики получают Орден «Умник» и балл, присуждаемый команде.

Задание 1.Вставьте в стихотворные отрывки недостающие слова.

  1. Что ты, баба, …объелась?
  2. Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? Ведь я…

  1. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла

«…».

  1. Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего …

  1. Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег…навстречу мне

Только…

Попадаются одне.

  1. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как…

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела.

  1. Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «…».

  1. Там лес и дол видений полны;

Там… прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

… из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Ответы на задание 1.

  1. Белены
  2. Невеста
  3. «Как же долго я спала!»
  4. Своего веретена.
  5. Версты полосаты.
  6. Бледное пятно.
  7. «Давай улетим!»
  8. О заре; чредой.

Задание 2. Музыкальный конкурс. Известно, что многие произведения

А. С. Пушкина вдохновили композиторов на создание музыкальных произведений. Цель данного конкурса – узнать, насколько хорошо ребята знакомы с этими музыкальными произведениями.

  1. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра.
  2. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». «Марш Черномора».
  3. Римский-Корсаков к «Сказке о царе Салтане». «Полет шмеля».
  4. Георгий Свиридов. «Метель». Вальс.
  5. Георгий Свиридов. «Метель». Романс.

Домашнее задание: проиллюстрировать одно из прочитанных в 6 классе произведений.


ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Круглова И.В., к.п.н., методист ГМЦ ДОгМ ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» К. Роджерс Причины внедрения новых образовательных технологий. модернизация образовательной системы предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; . поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?»; . возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании Структура педагогической технологии. . . . . Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. . Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели Использование кейс-метода в образовании Гарвардская школа (американская) Манчестерская школа (европейская) . обучение поиску единственно верного решения. кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) . первый сборник кейсов в 1921 году. многовариативность решения искомой проблемы. кейсы небольшие по объему Глоссарий. Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) - это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. . Кейсовая технология - это обучение действием. . Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемноситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения) . Предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. . Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. . Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса. Технология использования метода case stady . разрабатывается модель конкретной ситуации; . в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; . в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; . в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам. Кейс - технологии. метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); . метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); . метод ситуационно-ролевых игр; . метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. . игровое проектирование; . метод дискуссии. Кейс -метод. выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; . действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия; . достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения. Виды кейсов. Печатный кейс - содержит графики, диаграммы, иллюстрации (делает кейс более наглядным). . Мультимедиа кейс - зависит от технического оснащения школы. . Видео - кейс Типы и функция кейсов. тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях - написание текстов различных жанров); . обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов - теория литературы); . аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности - анализ явлений и объектов); . исследовательский - выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; . систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных); . прогностический (получение сведений о развитии данной системы - прогноз развития событий в литературном произведении) Схема создания кейса. Определение раздела учебной программы. . Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. . Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. . Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. . Определение источников и методов сбора информации. . Выбор техники работы с данным кейсом. . Определение желаемого результата (лист оценки). . Создание заданной модели. . Апробация в процессе обучения Уровни сложности кейсов 1уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения. Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ. Сравните, найдите точки соприкосновения и различия. Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение Этапы урока. Подготовительный - учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. . Ознакомительный - вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). . Аналитический - анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). . Итоговый - презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы. Действия учителя в кейстехнологии. Создание кейса или использование уже имеющегося. . Распределение учащихся по группам (4 - 6 человек). . Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. . Организация работы обучающихся в группах. . Организация презентации решений. . Организация общей дискуссии. . Обобщающее выступление, анализ ситуации. . Оценивание обучающихся. Работа с кейсом учитель ученик. Организует предварительное обсуждение. Делит на группы. Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями. Оценивает работу учащихся. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. Принимает решение или участвует в принятии решения. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме Каким должен быть кейс. интересным, написанным простым и доходчивым языком; . отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; . показывать как положительные примеры, так и отрицательные; . соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации. Примеры кейсов. 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы - церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. . . Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее. Примеры кейсов. Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. . Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. . Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. . Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы. Карта оценки учителем навыков работы с кейсом. . . . . . . . . . . . . Ф.И. учащегося Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи Работа учителя с картой оценки. К (красный) - устойчивое владение навыком; . Ж (желтый) - навык в значительной степени сформирован; . З (зеленый) - навык сформирован частично; . С (синий) - навык практически не сформирован. . В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся. Преимущества кейс - технологии. обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; . повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции. любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.