Что означает слово посредственный человек. Что такое посредственность. Мои страницы в социальных сетях

«Я отметил для себя наиболее часто встречающиеся в актёрской технике проявления посредственности:

1. Стаж - не как прогресс способностей, а как груз прошлого, то есть давно устаревшие приемы, понятия и вкусы.

2. Отсутствие тренировки и муштры как для тела и голоса, так и в области психотехники, отсутствие свежести и восприимчивости. По их мнению, всё это забота режиссёра во время репетиции. Сами же они на репетицию приносят с собой рутину и тем отнимают у репетиции продуктивность.

3. Недостаток умения. Это логическое продолжение предшествующего. Каким бы ни было желание актёра, границы его определяет умение. В практике репетиций это прежде всего означает недостаток умения говорить (когда сваливают мысли в кучу, не прослеживая каждую в отдельности, отбрасывая ударения), не слушать партнёра, думать во время текста партнёра, то есть, по сути дела, отсутствие умения общаться с партнёром. Заодно это и неумение читать стихи, в стихах передавать мысли, неспособность ощущать красоту языка и привычка «рубить рифму». Тут неумение владеть напряжениями (шея, загривок, корпус, руки, ноги, лицо), управлять голосом и дыханием. Преодолеть в себе сопротивление материала и быть в состоянии передавать тонкое биение живой жизни такой актёр не в состоянии.

4. Неспособность сразу реализовать режиссёрское задание, что идёт непосредственно от предыдущего. Поэтому на репетициях повторяются стереотипные фразы: «Я понимаю, но сейчас ещё не могу»; «текст ещё не запомнился и мешает» и т.д.

5. Отсутствие точности, которую заменяет «вообще» как в деятельности и мышлении, так и в чувствовании. Отсюда отставание на репетициях, неумение восстановить однажды уже зафиксированное.

6. Неспособность действовать, что заменяется «страданием».

7. Склонность к десятку мелких чувств и неспособность к одному большому переживанию. Отсюда постоянное «покажу завтра» до тех пор, пока в результате отсутствия тренировки психотехники переживание не заменяется личной истерией.

8. Чувство - вместо мысли и вместо чувства - актёрская эмоция.

9. Игра по логике текста вместо игры по логике событий и фактов.

10. Неспособность чувствовать события пьесы, широко захватывать их и крупно и глубоко играть.

11. Неспособность видеть и захватывать главное.

12. Даже при какой-то способности к анализу - неспособность к обобщению, неспособность к синтезу.

13. Неспособность продолжать новую репетицию с того места, где прервалась предшествовавшая (в смысле уровня и качества). Отсюда самое плохое на репетициях - повторение тех же замечаний.

14. Недостаточность домашней работы - часто даже не от лени, а от неумения работать над ролью вне репетиций.

15. Отсутствие собственного кредо: шаблонность мысли.

16. Плохой вкус и недостаточно тонкое чувство меры.

17. Неумение собирать, перерабатывать и нести с собой второй план роли.

20. Чувство неполноценности как плод прожитых дней. Это может проявляться по-разному. Игра может превратиться в средство к жизни, в бесперспективное зарабатывание на хлеб, в мещанское успокоение. В другом случае неудачи углубляют страх, а страх усугубляет неспособность к творчеству. Может случиться и противоположное: посредственность углубляет скепсис, скепсис рождает нахальство, с которым часто объединяются алкоголизм и богемность, а в итоге падение способности к творчеству.

Посредственность часто связывают с провинциализмом.

Кстати, провинциализм не обязательно означает провинцию. Глубочайший провинциализм может разрастись на улицах столицы, а в палисадниках или лесной тишине периферии можно создать духовную метрополию.

Посредственность не постоянная величина. Она как горизонт - всё зависит, с какой высоты на неё смотреть. И всё зависит от времени. Что было хорошо вчера, сегодня может быть посредственно. Результаты развития многих наук, которые в 1945 году удивляли мир, сегодня уже преодолены. Время и прогресс - неизбежность. Мы, актёры, должны, как и все, понимать закон диалектики: всё движется, изменяется и развивается.

Новые таланты, новые личности приносят с собой новое как в технику, так и в стиль. Но для того чтобы не отстать, самому всегда остаться новым, требуется огромная работа, тренировка, напряжение мозга. Трудно тем, кто стоит на вершине! Жаль, что в искусстве, особенно в драматическом искусстве, мы не замечаем этого так явно, как в спорте, потому что отсутствуют тут такие жёсткие возможности определения, как сантиметр, секунда и нокаут. Иной всё ещё думает, что он чемпион, хотя давно делит с кем-то десятое место. Иначе мы не услыхали бы возгласы обиженных: «Двадцать пять лет умел, а теперь вдруг не умею!»; «У меня рецензии, меня хвалили, читайте!»

Они напоминают горьковского Барона с его «каретой прошлого». За похожим на комету полётом вундеркиндов может последовать длинная и безликая череда серых дней...

За буднями тружеников мысли и сердца может последовать высота звёздного простора. Юность - это достоинство, она играет и оказывает свое влияние особо, как новое лицо, новая личность, новый тембр. Не замечали ли вы, как эти качества порой шагают рядом с ролью, заслоняют недостатки и набирают у публики очки.

Но не замечали ли вы, как молодость, новизна и обаяние начинают покидать человека, он начинает оставаться один на сцене: аромат и цветочная пыльца осыпались, на сцене человек и манера? Зритель морщит нос или зевает, а мы, люди театра, чувствуем начало трагедии. И вместе с тем, не видели ли вы разве в другом случае, что из-за осыпающихся листьев молодости выглядывает умный глаз зрелого мастера? И публика говорит: «Да, он играет очень интересно, посмотрим, что будет дальше». В этом всё искусство театра и секрет полного зала. На всех лицах мы читаем в антракте хорошего спектакля: очень интересно, подождём, что будет дальше».

Пансо В., Труд и талант в творчестве актёра, М., «Российский университет театрального искусства - ГИТИС», 2013 г., с. 167-169.

Вряд ли кто-то напрямую скажет, что пора соглашаться на любой вариант, лишь бы не остаться одной. Вряд ли знакомые открыто убеждают встречаться с мужчиной, который не нравится и не достоин вас. Все же общество давит, заставляет обязательно искать пару, даже если окружающие не говорят об этом явно.

Незамужних женщин старше 30 называют слишком требовательными, призывают снизить планку. Они чаще сталкиваются с социальным неприятием и становятся объектом негативных стереотипов. С детства нам внушают, что ценность женщины напрямую связана с умением найти спутника жизни. Свадьба знаменует переход во взрослую жизнь. Брак - самые важные отношения в зрелом возрасте. Мы не можем считать себя целыми, пока не найдем вторую половину. Контрольный аргумент: биологические часы тикают.

Неудивительно, что люди торопятся остепениться, даже если не готовы или не встретили подходящего человека. Однако лучше быть одной, чем соглашаться на то, что есть. Не нужно смиряться с посредственными отношениями, дождитесь человека, с которым станете по-настоящему счастливой. Вот несколько научных аргументов за.

Страх одиночества смещает приоритеты

В 2013 году группа ученых под руководством Стефани Спилманн из Университета Уэйна в Детройте провела опрос и выяснила, что для людей, которые боятся одиночества, важнее не качество отношений, а их наличие. Они соглашаются с утверждениями вроде «Я боюсь, что скоро станет слишком поздно искать любовь» и «Чем взрослее я становлюсь, тем сложнее найти кого-то». И реже выражают недовольство отношениями, даже если в них существуют реальные проблемы.

Психологи также провели исследование, в котором инсценировали онлайн-знакомства. Самодостаточный человек вряд ли проявит интерес к пользователю, который в профиле сообщает: «Я люблю свою работу. Мне нужен человек, который будет уважать это и при необходимости отойдет на второй план». Но людей, которые не выносят одиночество, эта категоричность в потенциальном партнере смущает гораздо реже.

Когда страх одиночества управляет нашими решениями, мы часто делаем неправильный выбор и становимся еще более одинокими

Логично предположить, что для них любые отношения лучше, чем их отсутствие. Исследователи выяснили: в неудачных отношениях они чувствуют себя такими же подавленными и покинутыми, как и те, у кого на этот момент нет партнера.

Социальные связи важны для благополучия, поэтому мы ищем близкие отношения. Но когда страх одиночества управляет такими решениями, мы часто делаем неправильный выбор. И в результате становимся еще более одинокими и уязвимыми. Не нужно относиться к выбору партнера как в игре в стулья, где главное - занять любой стул, лишь бы не стоять. Такой подход мешает замечать сигналы, которые подсказывают, что человек не подходит.

У независимости есть преимущества

Незамужних женщин обычно считают незрелыми, эгоистичными и неприспособленными к жизни. Иногда им даже отказывают в аренде квартиры, предпочитая «более надежную» женатую пару. На самом деле свободные люди нередко бывают менее эгоистичными, чем состоящие в браке или живущие с партнером, они чаще помогают родственникам, друзьям и больным родителям.

Не стоит идти на поводу у популярных стереотипов. Неважно, почему вы или кто-то не замужем, это может быть временная ситуация или осознанный жизненный выбор. Свобода от отношений дает возможность построить крепкую дружбу, посвятить себя любимым занятиям и выработать чувство собственного достоинства, которое не зависит от мнения партнера или окружающих. Это пойдет вам на пользу, когда встретите «своего» человека и будете строить отношения. Если вы недовольны жизнью, наверняка станете ждать, что партнер удовлетворит ваши потребности и сделает ее лучше. Со временем это разрушит отношения. Если вам и так хорошо, не будет нереалистичных ожиданий, которые помешают вашему счастью.

Ради настоящей любви стоит рискнуть

Возможно, вы так и не встретите настоящую любовь. Но если найдете ее, выигрыш с лихвой окупит риски. Наверняка вы слышали истории о слишком разборчивых женщинах, которые умерли старыми девами. Не меньше историй о таких, которые не поддались давлению родственников и друзей и нашли мужчину, который им идеально подходил. Ради этого стоило ждать.

Психологи Даниель Канеман и Амос Тверски доказали, что люди склонны избегать потерь и риска, поэтому многие предпочитают оставаться в посредственных отношениях и упускают возможность найти более удачные.

Возможно, в управлении финансами избегание риска оправдано. Но в других сферах жизни (в поиске дела мечты или выборе партнера) эта стратегия не всегда применима. Что лучше? В 40 лет встретить любимого мужчину, с которым будете счастливы, или до конца жизни быть с человеком, который не подходит? Если вы предпочитаете первый вариант, стоит рискнуть.

Не стоит разбирать мужчину на плюсы и минусы. Смотрите в целом, какой он человек, как чувствуете себя рядом с ним

Еще одна ловушка - так называемые невозвратные издержки. Например, на улице холодно, вы простужены и все же идете на концерт на открытом воздухе. Ведь вы уже купили билет, вернуть его нельзя. Вы забываете, что по-прежнему есть выбор: пойти на концерт и еще больше разболеться или остаться дома в тепле. Сохранять отношения только потому, что вы вложили в них много времени и сил, все равно что идти простуженному на концерт или вкладывать деньги в компанию, которая обречена на провал. Потерянного в любом случае не вернуть, но вы можете остановиться, чтобы не потерять еще больше.

Принять недостатки не значит смириться

Иногда женщины и правда слишком придирчивы к качествам будущего мужа. Они отвергают отличных партнеров по несущественным причинам, скажем, из-за низкого роста. Но в долгосрочной перспективе это качество не имеет значения. Доброта, например, гораздо важнее. Если ваш мужчина не отличается красотой и талантом Брэда Питта, это не значит, что быть с ним - плохая идея.

Не стоит разбирать его на плюсы и минусы, смотрите в целом, какой он человек, как вы чувствуете себя рядом с ним. Если вам комфортно в отношениях, у вас общие цели и ценности - ваши отношения не посредственные. Кто знает, возможно, скоро муж покажется красивее и талантливее Брэда Питта.

Об авторе

Психолог, работает в Университете Брандейса.

посредственный

посредственная, посредственное; посредствен посредственна, посредственно.

    Невысокий по качеству, средний, заурядный. Посредственные способности. Посредственное сукно. Он играет посредственно (нареч.). Посредственный ответ ученика. Отвечал посредственно (нареч.). Чтобы достигнуть положения посредственного ученого, ему нужно было учиться пятнадцать лет. Чехов.

    Совершающийся через посредство чего-н. (книжн. редко).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

посредственный

Ая, -ое; -вен, -ве-нна.

    Среднего качества заурядный. П. писатель. Посредственно (нареч.) отвечать на экзамене.

    посредственно, нескл., ср. Отметка, оценка знаний: удовлетворительно. На экзамене получил посредственно.

    сущ. посредственность, -и, ж. (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

посредственный

прил. Невысокого качества, заурядный, средний.

Примеры употребления слова посредственный в литературе.

Хотя небеса столь различны между собой, что ангелы одних небес не могут сноситься с ангелами других небес, тем не менее Господь соединяет все небеса в одно наитием непосредственным и посредственным : наитием непосредственным , от Него идущим во все небеса и наитием посредственным - идущим от одних небес в другие.

Джон-Том нашел анекдотец посредственным , но счел за лучшее хохотать, как от щекотки.

Когда к нам в гимназию пожаловал однажды сам попечитель Харьковского учебного округа, впоследствии товарищ министра, тайный советник фон Анреп во фраке с большой орденской звездой, - Владимир Иванович продолжал как ни в чем не бывало свой очередной урок и будто нарочно вызывал к доске самых посредственных , не блещущих способностями и познаниями учеников.

И подобно тому как художник растворяет дом, тележку, людей в поразительном световом эффекте, который уравнивает предметы, так Берма прикрывала широкими пеленами ужаса или нежности слова одного и того же литья, сглаженные или, напротив, высокопарные, которые посредственная актриса отчеканивала бы все до единого.

Вспоминая все это задним числом, я прихожу к выводу, что им до смерти надоело возиться с посредственной дребеденью и было приятно иметь дело с людьми, которые понимали разницу между глицериновыми слезами и настоящими и не торговались, если последние обходились на два доллара дороже.

Насекомые-однодневки проводят свое эфемерическое существование в многократных соитиях, привлекаемые пахучей радиацией любой посредственно презентабельной самки, у которой половой жар распространяется в дорсальную область.

Сеянец яблони, ставший впоследствии сортом Первомайское, был получен от скрещивания сорта Ренет шампанский с сортом Ренет Ландсберга и отличался многими хорошими качествами: поздним сроком созревания, высокой зимостойкостью, плотной мякотью плода, но имел посредственные вкусовые качества.

Тут положение подобно управлению автомобилями, самолетами, ракетами, сложными бытовыми приборами и вообще всякого рода изобретениями, в которые в течение многих веков вкладывался гений человечества, но использовать которые способны миллионы посредственных и даже интеллектуально неполноценных людей.

Я сказал, что с точки зрения рационализма мы имеем бога и природу, два существа, две причины и два способа действия: один непосредственный , который приписывается действительным и естественным существам, другой - посредственный , который приписывается богу, совершенно подобно тому, как при конституционализме господствуют или спорят о господстве две силы, народ и государь, тогда как при натурализме господствует только природа, при подлинном теизме - только бог, так что поэтому рационализм, как и конституционализм, есть система половинчатости, противоречия, нерешительности, бесхарактерности.

Убил час - нашел гитару на уровне хорошей Кремоны или посредственной Испанки.

Так, например, на Царицынском фронте командует генерал Мамантов -- в военном отношении посредственный человек.

То обстоятельство, что Буркевиц не присутствовал в актовом зале во время молебствия о ниспослании победы, было вообще не замечено, и вспомнили об этом только уже после происшедшего столкновения, -- касательно же его постоянного манкирования уроков по изучению военного строя, введенного в гимназии вот уже несколько месяцев, то это было толкуемо то ли его нездоровьем, то ли нежеланием отдавать свое первенство, хотя бы физическое, посредственному Такаджиеву, оказавшемуся замечательно ловким и сильным парнем.

Из этих всех предложений нельзя заключить ничего иного, как то, что все, что человек мыслит и желает, идет от наития, а так как всякая речь вытекает из мысли, как явление вытекает из своей причины, и то же самое со всяким действием относительно воли, то все, что человек говорит и делает, тоже от наития, хотя способом производным и посредственным .

Замечательно, что растительный мир в особенности вызывает на эстетическое созерцание и, так сказать, до того на него напрашивается, что, хочется сказать, это напрашивание находится в связи с тем, что эти органические существа не составляют, наподобие животных тел, непосредственных объектов познания, почему нуждаются в чужом разумном индивидууме, чтобы из мира слепого хотения вступить в мир представления, почему как бы алкают такого вступления, чтобы хотя посредственно достигнуть того, в чем непосредственно им отказано.

Одни небеса соединяются с другими небесами или одно небесное общество соединяется с обществом других небес наитием от одного Господа, непосредственным и посредственным : непосредственным от самого Господа и посредственным от высших небес, наитствующих по порядку на низшие.

Посредственного человека отличает прежде всего то, что у него нет ярко выраженной индивидуальности. По некоторым важным жизненным вопросам такой индивид не имеет четкой точки зрения или твердой позиции.

В противовес харизме, посредственность делает своего обладателя серым, незаметным в толпе. Такой человек одевается и ведет себя так, чтобы быть как все. Нередко посредственные индивиды пассивны и ленивы. Они не ищут путей самовыражения, не озабочены способами саморазвития и совершенствования собственных талантов.

Такие люди предпочитают не искать новое решение, а мыслить и действовать штампами. Они легко принимают чужое мнение и могут быть ведомыми. Посредственному человеку свойственно сомневаться в себе, он больше верит мнению большинства. Поэтому он и предпочитает быть в тени окружающих.

Посредственный человек обычно не тянется к лидерству и не желает достигнуть в чем-то выдающихся результатов. Средние показатели – его максимум. Воля к победе редко сопутствует такому индивиду. Ему свойственна некоторая апатичность. Кроме того, он предпочитает предсказуемое, скучное, но надежное существование интересной, полной жизни с долей риска.

Несмотря на довольно спокойное бытие, посредственности могут страдать от рефлексии, меланхолии и депрессии. К сомнениям, о которых говорилось выше, может примешиваться сожаление или грусть какой-то утраты. Статика, неподвижность, мысли , тоска, жалость к себе - вот спутники посредственности.

Для посредственностей характерны такие пороки, как переедание и злоупотребление алкоголем. Ведь им нечем убить время, они избирают наиболее приземленные, примитивные удовольствия. Им невдомек, что так они просто проводят время впустую. Посредственности могут долгое время просиживать перед телевизором или монитором компьютера, оставив полезную деятельность более активным и живым людям.

Бывает, что происходят какие-то значительные, случайные события в жизни посредственных людей, и кардинально меняют их жизнь. Они словно оживают после сна, смотрят на свое существование со стороны и встряхиваются. В противном же случае вся жизнь может пройти в тумане и скуке.

Причины посредственности

Нередко нерешительные, посредственные личности могут испытывать страх жизни и неуверенность в себе. Они считают, что лучше не высовываться, идти по накатанной, проверенной колее, но не испытывать судьбу. Порой у таких людей наблюдается заниженная самооценка. Поэтому они не верят в собственные силы, не доверяют себе.

Посредственность может быть также следствием отсутствия каких-то жизненных целей и ориентиров. Если человек элементарно не представляет, чего он хочет, то ему сложно начать стараться и стремиться к чему-то определенному. То же самое и с талантами. Порой люди не развивают свои способности потому, что просто не знают собственных сильных сторон и склонностей.

Посредственность – это качество человека, довольствующегося малым. У него нет особых целей и стремлений, он плывет по течению и его вполне это устраивает. Такой человек делает только то, что от него требуют окружающие и обстоятельства, но не больше. Он не так уж плох, но и хорошего в нем мало. Это личность заурядная и неинтересная. Что нужно сделать чтобы не прослыть таким человеком? Об этом мы и расскажем.

Значение слова посредственность

В словарях это понятие объясняется как бездарность, бесполезность. Оно используется для качественной характеристики человека, но также может относиться к оценке действия. Например, игра актера посредственна, или посредственная книга, то есть не представляющая никакой ценности. Можно заменить слово посредственность синонимами - серость, заурядность, второсортность.

Посредственность как социальная опасность

В наши дни это качество настолько распространилось, что любой человек с уровнем притязательности выше среднего кажется гением. Мы ограничиваем свои возможности, расставляя заслоны, с севера – нерешительность, с юга - компромиссы, с запада - мысли о прошлом, с востока - отсутствие цели. Жизнь приобрела серый цвет, и мы стремимся быть такими как все. Мы осаждаем себя нормами, навязанными нам другими. Часто мы привязываем эти нормы не только к себе, но и к окружающим нас людям. Каждый, кто не похож на нас - изгой. Бедность - это плохо, видно человек глуп и не может заработать, богатство также плохо - наверняка обладатель домов, яхт и дорогих авто украл все это у народа. Так и живем, меряя всех под одну гребенку.

Так почему же стольких людей удовлетворяет посредственность? Ответ на это лежит на поверхности. Мы часто сравниваем себя с другими, а необходимо сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним и посмотреть чего мы достигли за день, месяц, год. В таком случае, не будет надобности соревноваться с другими людьми, а будем соревноваться со своей ленью и посредственностью. Хватит удовлетворяться низкими стандартами, пора поставить себе цель и стремиться к ней. Каждый из нас уникален. И в каждом есть какие-либо потаенные таланты. Если они слишком скрыты, необходимо их раскрывать и развивать. Развивая свои таланты, человек чувствует себя нужным обществу и ставит перед собой все новые и новые цели.

Как же побороть врага по имени посредственность?

Воспользуйтесь этими советами и вы поймете, что столько лет жили не своей жизнью, пытались затеряться в общей массе, быть серым и неприметным. Станьте самим собой. Не удовлетворяйтесь низкими стандартами. Не бойтесь, что к вам будут предъявлять дополнительные требования. Они вам не страшны. Вам придется приложить больше усилий, чтобы выбиться из рядов простых, ничем не приметных людей. Но это выведет вас на новый уровень жизни. Вы усовершенствуете себя и достигнете успеха!